Задание №16 повторило судьбу №12. Есть такое ощущение, что его специально ввели, как в обществознании, чтобы набрать «лёгкие» баллы, потому что используется тот же набор фактов, что и в прошлом задании по ВОВ, присутствовавшем в тестах прошлого года.
Задания №17 оказались чересчур типовыми. Больше 80% присутствовали в наших шпаргалках и были в домашних работах на годовом и полугодовом курсах (Последствия Северной войны, Крещение Руси, причины свержения Годуновых)! Но, конечно, невозможно угадать всё и в этот раз новые задания были взяты из периода ХХ века.
Довольно стандартным, но в то же время необычным для 17-го задания, стали причины разгона Учредительного собрания.
Давайте попробуем решить данное задание:
1) Большевики не заняли большинство в Учредительном собрании, что не давало им возможность узурпировать власть в Советском государстве;
2) Учредительное собрание не приняло декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа. Такое поведение спровоцировало уйти большевиков уйти из здания Таврического дворца, что подрывало легитимность собрания, так как был необходим кворум из участвующих депутатов;
3) У Большевиков оказалась военная сила, принявшая их сторону, способствующая разгону Учредительного собрания (например, фраза матроса Железняка "Караул устал"). Так, их сила была использована при разгоне демонстраций в поддержку Всероссийского учредительного собрания.
Второе задание, которое ввело выпускников «в ступор» в этом году – последствия XIX всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза в Москве. Если мы ничего не путаем, то такая конференция уже лишала нескольких баллов в 2019-ом году, когда попадалась на Урале в бывшем 20-ом задании.
Давайте попробуем решить данное задание:
1) Провозглашенный на XIX партконференции курс на создание "советского парламентаризма" и разделение властей способствовал демократизации советской системы управления (Съезд народных депутатов был наделен законодательными функциями, а Верховный Совет преобразован в постоянно действующий парламент);
2) На конференции провозглашалась идея перераспределения властных функций от партийных структур - к советским, что способствует скорой отмене 6-й статьи Конституции 1977 года в 1990 году;
3) На XIX партийной конференции было принято решение об изменении избирательного законодательства: проведение двухступенчатых выборов на альтернативной основе - это способствовало началу формирования правового государства СССР;
4) Созданный на основе идей, выдвинутых на партийной конференции, Съезд народных депутатов в 1990 году ввел пост Президента СССР, следствием чего стало разрушение системы советской власти, предполагавшей исключительное полновластие Советов.
Почему так любят составители данную конференцию? Потому что благодаря ей мы с вами живём не в Советском Союзе. Именно на этой конференции начались необратимые последствия для советской политической структуры государства - возникает вопрос об отмене 6-ой статьи Конституции СССР. Да и вы сами понимаете, что на период Горбачёва оставляют как можно меньше времени для изучения, так как он «берётся» в конце года.
Задание №18 оказалось типовым. Не было никаких сложных терминов. Можно даже сказать, что были некоторые банальности – баскак, вотчина, табель о рангах, вече, выкупная операция, жалованная грамота. Что действительно могло вызвать затруднение – парад суверенитетов и совет народных депутатов. Это произошло по той причине, что не все тратят достаточно времени для досконального изучения процессов. Больше времени выпускников уходит на запоминание фактов.
Задание №19 оказалось не особенно сложным. Многие выпускники даже не преступили к его выполнению со словами «там же всемирка, а я всемирку не учил», причем это задание было совершенно другой направленности. Задание №19 можно выполнить на 2\3, не зная Всемирную историю, так как 2 балла даются за формулирование аргумента для Отечественной истории.
В действительности, не все исторические параллели очевидны (Принятие Наполеоном титула императора и создание Теории официальной народности Уварова; Кровавое воскресенье и движение суфражисток), но некоторые из них могли решить современные выпускники – усиление США и СССР в Европе после Второй мировой войны (Создание НАТО и СЭВ или ОВД).
В данном блоке мы рассмотрим следующее задание – приведите аргументы, подтверждающие точку зрения, что российская и французская монархия стремились развить законодательства в сфере экономики в связи с развитием международной торговли (для XVII века).
Для Франции:
· В связи с развитием международной торговли встала необходимость защиты внутреннего производителя, поэтому правительством Кольбера были подняты ввозные тарифы на товары, благодаря этому конкурентоспособность французских производителей в самой Франции росла, и сами производители накапливали капитал для выхода на иностранные рынки, следовательно французская монархия стремилась развить законодательство в сфере экономики в связи с развитием международной торговли
· В связи с развитием международной торговли встала необходимость защиты внутреннего производителя, поэтому правительством Кольбера принимается решение об отмене внутренних торговых пошлин между регионами страны, чтобы тем самым уменьшить конечную стоимость товара или услуги и снизить затраты предпринимателя, следовательно французская монархия стремилась развить законодательство в сфере экономики в связи с развитием международной торговли
Для России:
· В связи с развитием международной торговли встала необходимость защиты внутреннего производителя, поэтому правительством Алексея Михайловича принимается решение о запрещении розничной торговли для иностранных торговцев по Новоторговому уставу, что позволило отечественным купцам иметь монопольное право на продажу товаров для народных масс, следовательно Российская монархия стремилась развить законодательство в сфере экономики в связи с развитием международной торговли
· В связи с развитием международной торговли встала необходимость защиты внутреннего производителя, поэтому правительством Алексея Михайловича принимается решение об издании Торгового устава, в котором устанавливалась единая повышенная пошлина на иностранные товары, что способствовало снижению конкурентоспособности иностранных товаров на российском рынке, следовательно Российская монархия стремилась развить законодательство в сфере экономики в связи с развитием международной торговли.
Таким образом, 19-тое задание, как последнее задание второй части, является одним из самых сложных, но «против лома» приём есть! Нужно лишь попытаться вспомнить возможные факты для того, чтобы обратить их в аргументы, пусть только и для истории России.
Подводя итог, хочется сказать, что, экзамен был средним. Были и лёгкие задания, на которых можно и нужно было набрать баллы, но 19-тое задание стало бутылочным горлышком для «запрыгивания» в 100-тку. Есть подозрение, что средний балл этого года немного повысится для того, чтобы, в дальнейшем, ещё усложнить типы и формулировки заданий. Возможно ввести чуть больше истории Азии и Африки (мы же должны отходить от европоцентризма, Владимир Владимирович так говорил, не я придумал).
P.S.Если рассматривать задания с точки зрения географии нашей необъятной Родины, то проясняется следующая картина. Обычно Дальний Восток жалуется на центральные регионы, которым якобы достаются задания на порядок легче, чем на Камчатке, в Приморье и Сибири. По их точке зрения это сделано специально, чтобы ребята не переезжали в «перенаселённую» европейскую часть, а оставались у себя на малой родине.
Не берусь рассуждать, было ли это действительно так, но в этом году всё стало иначе – ребятам из центрального региона придётся «уезжать на окраины за лучшей жизнью». Задания второй части для Дальнего Востока оказались гораздо более типовыми, шаблонными, не требующими конкретизации. Причины или последствия можно было вывести благодаря общему понимаю процессов.