Средства выразительности для ЕГЭ по русскому языку. Часть 1: тропы


“Твой раунд будет ознаменован фееричной капитуляцией. Я тебе сейчас все объясню. Парцелляцией”, — именно такой фразой можно смело бросить вызов 26 заданию в ЕГЭ по русскому после прочтения этой статьи.

В ней мы рассмотрим основные средства, которые встретятся тебе в тестовой части, а также обсудим ловушки и подсказки 26 задания. В этой части мы разберем тропы, знание которых необходимо на ЕГЭ. Так что погнали разбираться в синекдохе и оксюмороне!
Тропы — это по сути практически все средства выразительности, которые ты изучаешь на литературе. Тропы — это про переносное значение слова. Яркие, образные фишки, которые используют писатели и поэты в своих произведениях. Рассмотрим самые популярные для 26 задания.
Эпитет

Здесь все довольно просто. Видим красочное прилагательное, значит перед нами эпитет. Например, в треке Pyrokinesis “Цветами радуги” есть такие слова:

Своей душою черной полюбил кроваво-красное я

Черная — вот то самое яркое прилагательное, которое создает в голове образ души лирического героя.
Или вот из проекта демоверсии ЕГЭ за 2023 год.

…смотрел на синие зубчатые леса

Синие и зубчатые — это тоже образные прилагательные, или по-другому эпитеты.
Почему эпитет относится к тропам и связан с переносным значением? Все просто. Душа на самом деле не может быть черной, а леса вряд ли синего цвета, да еще и с зубчиками. Сравните: стальной утюг (обычное прилагательное) и стальной взгляд (эпитет).
Метафора

Очень часто выпускники путают эпитет и метафору, хотя в рамках ЕГЭ они совершенно не похожи. При поиске метафоры, забудь про просто красочные прилагательные. Ищи скрытые сравнительные обороты. Или по-другому то, что можно переделать в оборот со словами как, будто, похоже, подобно, словно и др. Например, у fem.love Lyrics в треке “Меня не существует” есть такая строчка:

Касаясь твоих рук, я заглушу свою боль

Нельзя заглушить боль в прямом смысле, то есть убавить звук у боли. Поэтому здесь скрытый сравнительный оборот, то есть метафора. Можно сказать: “Когда я касаюсь твоих рук, моя боль становится меньше, как будто я выключил ее, убрал у нее звук, заглушил”.

Вот еще пример из сборника Цыбулько 2022:

Воспоминания могут выплыть благодаря какой-нибудь ерунде

Понятно, что воспоминания никуда не плывут. Просто автор сравнивает их возникновение с неожиданным появлением каких-либо предметов на воде.

Чтобы еще больше вникнуть в суть метафоры, нужно понимать, что автор, используя ее, берет свойства двух предметов, которые лишь отдаленно чем-то похожи, и с помощью своего красноречия сопоставляет их.
Чтобы уже наверняка не спутать эпитет и метафору на самом экзамене, нужна практика. Переходи по ссылке и начинай готовиться к ЕГЭ по русскому языку уже сейчас ;)
Сравнение

А вот сравнение легко можно спутать с метафорой, потому что они похожи. Только в сравнении существительное стоит в творительном падеже. Например:

Орел летел (чем?) лентой вниз.

Сравнение тоже можно переделать предложение со словом как.

Орел летел как лента

Важно не путать сравнение (существительное в творительном падеже), метафору (скрытое сравнение, но без творительного падежа) и сравнительный оборот, который вообще не является тропом, а относится к синтаксическим средствам и имеет слова-маркеры как, будто, словно, подобно.
Однако нередко в ЕГЭ под сравнением составители имеют в виду сравнительный оборот. В таком случае тебе вряд ли в одном списке предложат и сравнение, и сравнительный оборот. То есть ты понимаешь, что перед тобой сравнительный оборот, но в списке только сравнение, значит выбирай сравнение.
Метонимия

При виде этого термина в 26 задании многие выпускники впадают в ступор. Но все проще, чем кажется.
Представь, что ты пошел в книжный и купил роман Эмили Бронте “Грозовой перевал”. И теперь он красуется на твоей полке. Друг приходит к тебе в гости и спрашивает: “Что у тебя на полке?”. А ты отвечаешь: “Бронте”.
Конечно, сама писательница не стоит у тебя в комнате. Это невозможно. Но вместо того, чтобы сказать: “У меня стоит роман, который написала Бронте”. Ты отвечаешь коротко — Бронте.

Так метонимия — это когда частное выделяется из общего. Есть общий процесс написания романа писательницей, а есть частное из этого общего — фамилия авторки.
Метонимия очень часто используется в разговорной речи, потому что-то это коротко и лаконично. Накинем еще пару примеров.

Зал аплодировал стоя

Зал не может аплодировать. А вот люди, КОТОРЫЕ находятся в этом зале, вполне.
Питер встречает гостей (люди, КОТОРЫЕ живут в Питере, встречают гостей).
Синекдоха

Не пугайся, но синекдоха — это разновидность метонимии. Как же их отличить?
Во-первых, тебе вряд ли нужно будет это делать, потому что представить тест, где в ответ в 26 задании пойдет и метонимия, и синекдоха, сложно. Во-вторых, если ты понимаешь, что перед тобой синекдоха, а в списке только метонимия, выбираем метонимию. В-третьих, для ясности научимся все же их отличать.
В метонимии, той, что рассматривали выше, общее и частное не связаны неразрывно друг с другом. Возьмем такую метонимию:

Съешь еще тарелку

Здесь тарелка и еда, которую мы едим из тарелки, не являются частью друг друга постоянно. Вне контекста поедания пищи тарелка стоит в шкафу, а еда — в холодильнике. Только в обеденный перерыв они становятся общим целым.
В синекдохе же общее и частное намного ближе друг к другу. Сравни:

Красная Шапочка, а где живет твоя бабушка?
Девочку в сказке Шарля Перро называют только Красной Шапочкой. Это ее ник, потому что она всегда носит красную панамку. Получается, что это шапочка — часть девочки постоянно, она так с ней неразрывно связана, что никого даже не волнует, как же зовут девочку на самом деле. Клички — это очень популярная история, когда речь заходит за синекдоху. Мы выделяем какую-то частную черту из всего предмета и называем весь предмет по частному признаку. Вот другой вариант.

Современный читатель все реже читает классику 19 века.

Конечно, мы имеем дело не с одним каким-то читателем. Речь идет обо всех читателях страны, мира. Один читатель здесь — это тысячи таких же читателей нашего времени.
Такой тип синекдохи мы каждый раз используем, когда формулируем проблему на ЕГЭ. Например:

Какую роль играет музыка в жизни человека?
Ирония

До пост- и метаиронии составители ЕГЭ пока не дошли, а вот классическая ирония может встретиться. Почему это троп? Потому что в иронии смысл высказывания обратный буквальному, еще и с целью насмешки.

“Ну ты и умник”, — скажем мы глупому человеку с целью высмеять его.
Гипербола

Приставка -гипер сама за себя отвечает. Это то, что растет, чего много, а в литературе то, что слишком преувеличено (размер, цвет, качества и др). Гиперболу очень любит Стас Михайлов, например.

Без тебя, без тебя, все ненужным стало сразу без тебя.

Конечно, это явное преувеличение, как минимум, потребность в еде и сне полностью у человека не исчезнет, даже если он по уши в кого-то влюблен.

“У меня сегодня миллион дел, совсем нет времени на отдых”, — гиперболу очень часто используют и в повседневной жизни.
Литота

Приставка -гипер сама за себя отвечает. Это то, что растет, чего много, а в литературе то, что слишком преувеличено (размер, цвет, качества и др). Гиперболу очень любит Стас Михайлов, например.

Без тебя, без тебя, все ненужным стало сразу без тебя.

Конечно, это явное преувеличение, как минимум, потребность в еде и сне полностью у человека не исчезнет, даже если он по уши в кого-то влюблен.

“У меня сегодня миллион дел, совсем нет времени на отдых”, — гиперболу очень часто используют и в повседневной жизни.
Олицетворение

В слове олицетворение есть корень -лиц, то есть лицо. А лицо, как правило, это одушевленные существительные. И когда автор берет неодушевленный предмет, наделяет его качествами живых существ, получается олицетворение. Мастер олицетворения, конечно, Есенин.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком…

Ясное дело, что роща Сережу ни от чего не отговаривала, ведь она вряд ли сможет и двух слов связать ввиду отсутствия речевого аппарата. Но Есенин не сумасшедший. Человеку присуще одушевлять природу, наделять ее особыми человеческими качествами. Так нам проще чувствовать некоторое единение с миром.
Перифраз

Перифраз — это когда автор слишком крутой, чтобы называть все простыми прозаическими словами.

Осень Пушкин назовет унылой порой.
Врачей можно назвать людьми в белых халатах.

Тут нет метафоры, так как самой осени и врачей в тексте мы не увидим, будет сразу непрямое, описательное обозначение объекта на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей.
Часто перифраз используют, чтоб избежать повтора, например:

Автор “Преступления и наказания”

Или чтобы за тобой не пришли Пожиратели смерти.

Тот, кого нельзя называть (про Волан-де-Морта)
Аллегория

Аллегорию по-другому можно назвать символизмом. Нет сопоставления похожих свойств, как в метафоре. Нет выделения какого-либо качества, как в перифразе, есть только символика, основанная на культурных особенностях.
Аллегорию очень часто использует Крылов в своих баснях, когда главные герои — животные по сути обозначают людей с определенными качествами.

Например, лиса символизирует хитрого человека. Змеей можно назвать коварного человека, а бараном — упрямца. Голубь — это символ мира, а разорванные цепи обозначают свободу.
Продолжение читай в следующей статье про средства выразительности;)
Читай также:
ПОПРОБУЙ ПОДГОТОВКУ С НАМИ БЕСПЛАТНО
Получи доступ через Вконтакте
Заполни форму, чтобы забрать доступ
Выбери предмет, по которому хочешь начать обучение бесплатно
Обязательно заполни все поля, иначе мы не сможем максимально точно подобрать подготовку
Сообщение об успешной отправке!