Типичные ошибки в ЕГЭ по русскому языку

“Мама, я снова накосячил”
Эту фразу ты наверняка не хочешь сказать после экзамена по русскому языку, так что давай ты будешь учиться на чужих ошибках

В этой статье мы разберем типичные ошибки в экзамене по русскому, погнали!
Открывает наш чарт задание № 9: омонимичные корни

В этом задании на тему «Правописание безударных гласных в корне» нужно указать ряды, в которых во всех словах содержится безударная проверяемая, непроверяемая или чередующаяся гласная. При его выполнении важно помнить, что в ответе может быть две, три или четыре цифры. Только если указаны все цифры, можно получить 1 балл.

Для успешного выполнения задания 9 необходимо запомнить корни с чередующимися гласными. Если, согласно формулировке задания, требуется указать ряды, в которых во всех словах содержится безударная чередующаяся гласная корня, нетрудно будет найти слова с теми корнями, которые ты запомнил. Если же в задании нужно найти ряды с проверяемыми или непроверяемыми гласными, то нужно сделать следующее:
  1. Исключить ряды, в которых есть слова с чередующимися гласными;
  2. В оставшихся рядах поставить ударение в каждом слове;
  3. Выделить в каждом слове корень и отметить безударные гласные (может быть не одна);
  4. Записать ответ, соответствующий формулировке задания, — две, три или четыре цифры;
  5. Подобрать, если это возможно, проверочные слова: можно менять форму указанного в задании слова (сосна — сосны) или вспоминать однокоренные слова (диверсант — диверсия).
Задание № 12: личные окончания глаголов и суффиксы причастий

Здесь нужно указать варианты ответов, где в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. На протяжении последних лет отмечается самый низкий процент выполнения этого задания.
Одна из причин ошибок — неумение правильно восстанавливать неопределённую форму глагола.
Надо помнить, что после гласных А, Е, У в основе глагола следует -ять: таять, веять, чуять (кроме драить, клеить), и это глаголы I спряжения, как и другие глаголы не на -ить. Глаголы на -ить II спряжения. Конечно, нельзя забывать и об исключениях.
Часто выпускники допускают ошибки в тех вариантах, где нужно определить написание НЕ с причастиями, если не учитывают форму слова и наличие зависимых слов. Не забывайте, что краткие страдательные причастия с НЕ пишутся раздельно (например, задача не решена). Полные причастия пишутся с НЕ слитно, если нет зависимых слов, и раздельно при их наличии: нерешенная задача — еще не решенная задача.
Задание № 15: Н или НН

При решении задания требуется указать все цифры, на месте которых пишется одна или две буквы Н. Типичные ошибки также связаны со смешением правил написания полных и кратких форм. Необходимо учитывать, что в кратких причастиях пишется одна буква Н: стена покрашена, а в полных — две: покрашенная стена, недавно крашенная стена. В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных: реакция естественна, тропинка нехожена.
Задание № 16: постановка запятых

Здесь необходимо указать предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Таких предложений может быть два, три или четыре.
Чтобы успешно выполнить это задание, необходимо помнить правила постановки запятых в предложениях с однородными членами, а также различать однородные и неоднородные определения.

Выпускники часто допускают ошибку, ставя запятую между частями сложносочинённого предложения в том случае, когда в его начале есть общий второстепенный член. Например: «Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и слышался скрип проржавевших качелей».
Перед союзом И, соединяющим два простых предложения, запятая не ставится, так как обстоятельство в начале этого сложного предложения является общим: к нему можно задать вопрос и от первой, и от второй части.
Задание № 21: типичные ошибки в пунктуационном анализе текста

В задании 21 даётся текст объемом шесть — девять предложений. Необходимо проанализировать их структуру и смысловое содержание и найти конструкции, в которых тире, запятая или двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте.

Когда классифицируют постановку тире в предложениях текста, нередко смешивают две пунктограммы: тире между подлежащим и сказуемым и тире при обособленном приложении. Напомним, что приложение — это второстепенный член предложения, разновидность определения, но в отличие от него выражается существительным.
Задание № 21: типичные ошибки в пунктуационном анализе текста

В задании 21 даётся текст объемом шесть — девять предложений. Необходимо проанализировать их структуру и смысловое содержание и найти конструкции, в которых тире, запятая или двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте.

Когда классифицируют постановку тире в предложениях текста, нередко смешивают две пунктограммы: тире между подлежащим и сказуемым и тире при обособленном приложении. Напомним, что приложение — это второстепенный член предложения, разновидность определения, но в отличие от него выражается существительным.
Задание № 27: типичные ошибки в сочинении-рассуждении

Содержание, речевое оформление и грамотность сочинения оцениваются по 12 критериям. Чтобы набрать максимум баллов за содержание сочинения, необходимо:
  • Сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста;
  • Прокомментировать сформулированную проблему, опираясь на исходный текст;
  • Привести позицию автора (рассказчика);
  • Выразить свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста и обосновать его.
Формулировка проблемы текста

Чтобы сформулировать проблему, необходимо одним словом определить тему — о чём идёт речь в тексте; проанализировать текст — отметить ключевые слова и моменты, составить план; выявить основную мысль, помня о том, что она является ответом на поставленный автором проблемный вопрос. Формулировать проблему можно в виде вопроса или с использованием конструкций с родительным падежом.
Формулировка отношения к позиции автора

Важный элемент сочинения — выражение своего отношения к позиции автора и его обоснование. Нужно сформулировать свою точку зрения и доказать её, приводя аргументы «за» или опровергнув противоположный тезис.
Как избежать ошибок во время экзамена

Во время экзамена необходимо помнить, что больше баллов набирает самый внимательный. Время экзамена ограничено, и использовать его нужно рационально. Начать стоит с тестовой части, отмечая важные для решения моменты. Затем нужно написать черновик сочинения, отложить его и перенести ответы на тестовые задания в бланк, перепроверяю себя. Не стоит откладывать это на последние минуты экзамена, ведь в спешке можно допустить ошибки. Не менее чем за 40 минут до окончания нужно начать переписывать сочинение на чистовик, окончательно редактируя его.

Вот ты и дошел до конца, молодец, ещё больше разбора различных заданий ждет тебя на нашем годовом курсе, будем рады видеть тебя на вебинарах :)
Читай также:
ПОПРОБУЙ ПОДГОТОВКУ С НАМИ БЕСПЛАТНО
Получи доступ через Вконтакте
Заполни форму, чтобы забрать доступ
Выбери предмет, по которому хочешь начать обучение бесплатно
Обязательно заполни все поля, иначе мы не сможем максимально точно подобрать подготовку
Сообщение об успешной отправке!