“Мама, я снова накосячил” Эту фразу ты наверняка не хочешь сказать после экзамена по русскому языку, так что давай ты будешь учиться на чужих ошибках
В этой статье мы разберем типичные ошибки в экзамене по русскому, погнали!
Открывает наш чарт задание № 9: омонимичные корни
В этом задании на тему «Правописание безударных гласных в корне» нужно указать ряды, в которых во всех словах содержится безударная проверяемая, непроверяемая или чередующаяся гласная. При его выполнении важно помнить, что в ответе может быть две, три или четыре цифры. Только если указаны все цифры, можно получить 1 балл.
Для успешного выполнения задания 9 необходимо запомнить корни с чередующимися гласными. Если, согласно формулировке задания, требуется указать ряды, в которых во всех словах содержится безударная чередующаяся гласная корня, нетрудно будет найти слова с теми корнями, которые ты запомнил. Если же в задании нужно найти ряды с проверяемыми или непроверяемыми гласными, то нужно сделать следующее:
Исключить ряды, в которых есть слова с чередующимися гласными;
В оставшихся рядах поставить ударение в каждом слове;
Выделить в каждом слове корень и отметить безударные гласные (может быть не одна);
Записать ответ, соответствующий формулировке задания, — две, три или четыре цифры;
Подобрать, если это возможно, проверочные слова: можно менять форму указанного в задании слова (сосна — сосны) или вспоминать однокоренные слова (диверсант — диверсия).
Задание № 12: личные окончания глаголов и суффиксы причастий
Здесь нужно указать варианты ответов, где в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. На протяжении последних лет отмечается самый низкий процент выполнения этого задания. Одна из причин ошибок — неумение правильно восстанавливать неопределённую форму глагола.
Надо помнить, что после гласных А, Е, У в основе глагола следует -ять: таять, веять, чуять (кроме драить, клеить), и это глаголы I спряжения, как и другие глаголы не на -ить. Глаголы на -ить II спряжения. Конечно, нельзя забывать и об исключениях.
Часто выпускники допускают ошибки в тех вариантах, где нужно определить написание НЕ с причастиями, если не учитывают форму слова и наличие зависимых слов. Не забывайте, что краткие страдательные причастия с НЕ пишутся раздельно (например, задача не решена). Полные причастия пишутся с НЕ слитно, если нет зависимых слов, и раздельно при их наличии: нерешенная задача — еще не решенная задача.
Задание № 15: Н или НН
При решении задания требуется указать все цифры, на месте которых пишется одна или две буквы Н. Типичные ошибки также связаны со смешением правил написания полных и кратких форм. Необходимо учитывать, что в кратких причастиях пишется одна буква Н: стена покрашена, а в полных — две: покрашенная стена, недавно крашенная стена. В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных: реакция естественна, тропинка нехожена.
Задание № 16: постановка запятых
Здесь необходимо указать предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Таких предложений может быть два, три или четыре. Чтобы успешно выполнить это задание, необходимо помнить правила постановки запятых в предложениях с однородными членами, а также различать однородные и неоднородные определения.
Выпускники часто допускают ошибку, ставя запятую между частями сложносочинённого предложения в том случае, когда в его начале есть общий второстепенный член. Например: «Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и слышался скрип проржавевших качелей».
Перед союзом И, соединяющим два простых предложения, запятая не ставится, так как обстоятельство в начале этого сложного предложения является общим: к нему можно задать вопрос и от первой, и от второй части.
Задание № 21: типичные ошибки в пунктуационном анализе текста
В задании 21 даётся текст объемом шесть — девять предложений. Необходимо проанализировать их структуру и смысловое содержание и найти конструкции, в которых тире, запятая или двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте.
Когда классифицируют постановку тире в предложениях текста, нередко смешивают две пунктограммы: тире между подлежащим и сказуемым и тире при обособленном приложении. Напомним, что приложение — это второстепенный член предложения, разновидность определения, но в отличие от него выражается существительным.
Задание № 21: типичные ошибки в пунктуационном анализе текста
В задании 21 даётся текст объемом шесть — девять предложений. Необходимо проанализировать их структуру и смысловое содержание и найти конструкции, в которых тире, запятая или двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте.
Когда классифицируют постановку тире в предложениях текста, нередко смешивают две пунктограммы: тире между подлежащим и сказуемым и тире при обособленном приложении. Напомним, что приложение — это второстепенный член предложения, разновидность определения, но в отличие от него выражается существительным.
Задание № 27: типичные ошибки в сочинении-рассуждении
Содержание, речевое оформление и грамотность сочинения оцениваются по 12 критериям. Чтобы набрать максимум баллов за содержание сочинения, необходимо:
Сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста;
Прокомментировать сформулированную проблему, опираясь на исходный текст;
Привести позицию автора (рассказчика);
Выразить свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста и обосновать его.
Формулировка проблемы текста
Чтобы сформулировать проблему, необходимо одним словом определить тему — о чём идёт речь в тексте; проанализировать текст — отметить ключевые слова и моменты, составить план; выявить основную мысль, помня о том, что она является ответом на поставленный автором проблемный вопрос. Формулировать проблему можно в виде вопроса или с использованием конструкций с родительным падежом.
Формулировка отношения к позиции автора
Важный элемент сочинения — выражение своего отношения к позиции автора и его обоснование. Нужно сформулировать свою точку зрения и доказать её, приводя аргументы «за» или опровергнув противоположный тезис.
Как избежать ошибок во время экзамена
Во время экзамена необходимо помнить, что больше баллов набирает самый внимательный. Время экзамена ограничено, и использовать его нужно рационально. Начать стоит с тестовой части, отмечая важные для решения моменты. Затем нужно написать черновик сочинения, отложить его и перенести ответы на тестовые задания в бланк, перепроверяю себя. Не стоит откладывать это на последние минуты экзамена, ведь в спешке можно допустить ошибки. Не менее чем за 40 минут до окончания нужно начать переписывать сочинение на чистовик, окончательно редактируя его.
Вот ты и дошел до конца, молодец, ещё больше разбора различных заданий ждет тебя на нашем годовом курсе, будем рады видеть тебя на вебинарах :)